понедельник, 18 апреля 2022 г.

Диагностика застенчивости и замкнутости у детей






















Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается «комплекс несоответствия», и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание ребенка в стиле «Золушки» способствует выработке у него психологической защиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».
Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость.

В подростковом возрасте основные причина кроются в непринятии собственного физического тела, своей внешности, отсутствии дружеских отношений со сверстниками, насмешках и унижениях с их стороны, внутриличностном конфликте «Я-реального» и «Я-идеального», несоответствии уровня самооценки и уровня притязаний, неспособности выразить свои чувства.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, «тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих»

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование и др.

Диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами.


Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей:

Дети

1. «Лесенка» О. Хухлаевой;

2. Рисунок семьи;

3. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана;

4. Методика «Выбери нужное лицо» (тест на оценку уровня тревожности) Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Родители

1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера;

2. Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захарова;

3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда;

4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Педагоги

1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкера и М. Алворда;

2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т.е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу - через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на ребенке, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное - это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка - это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий