Целевая аудитория: родители.
Количество участников: индивидуальная консультация.
Материалы: россыпь пуговиц, цветные карандаши, фломастеры или маркеры, лист А4, ручка, блокнот, метафорические карты.
Продолжительность: 60 – 90 минут
Цель: проанализировать роль родителя и найти решения для гармонизации детско-родительских отношений.
Задачи:
• привлечь внимание к необходимости развивать эмоциональную привязанность с ребенком;
• повысить родительскую компетентность в сфере эмоциональной близости;
• оценить возможности расширения стилей взаимодействия с ребенком;
• проанализировать перспективу улучшения внутрисемейных отношений.
Ход консультации:
Психолог просит родителя рассмотреть россыпь пуговиц и выбрать ту, которая похожа на него:
Почему именно эта пуговица? Чем она напоминает Вас? Какими характеристиками она обладает? Родитель описывает свои ассоциации.
Затем психолог просит взять лист А4 и найти пуговице место на этом листе. (Кратко записать все характеристики, которые родитель перечислил). Аналогично поступают со следующей пуговицей, которая напомнила бы родителю его ребенка (или пуговицами, если у клиента несколько детей). (Порядок работы: выбрать, описать характеристики, найти место на листе А4)
Не торопите клиента. Если пуговиц не оказалось, можно представить воображаемую пуговицу и нарисовать ее на листе А4. Иногда одитель не видит пуговицу, которая напоминала бы ему себя или ребенка – одну пуговицу можно выбрать, а другую – нарисовать и т.д.
Когда пуговицы расположены на листе, попросите родителя подобрать цвет карандаша, с которым бы ассоциировалась его связь с ребенком. Пусть ненадолго закроет глаза и попробует почувствовать какая связь существует между ним и ребенком, а после – пусть изобразит ее на листе. И кратко охарактеризует: на что похожа эта связь? Какая она? Какой бы он хотел видеть эту связь, если существующая не идеальна?
Когда “пуговичная” композиция готова, уточните у родителя: хотел бы он что-то поменять? Если такое желание есть, пусть внесет изменения.
Следующим этапом психолог предлагает упражнение “Дом наших отношений” (модификация методики “Дом” (Р. Гриценко) Добровольской Т.В.), которое является экспресс-диагностикой внутренних отношений между взрослым и ребенком. Необходимо оценить по шкале от 0 до 10 следующие вопросы:
Шкала 1. Насколько хорошим Родителем Вы считаете себя? (Осознаете ли вы свою значимость как родителя? Откуда Вы черпаете силы и Родительскую мудрость? Всегда ли вы можете гордиться собой как родителем? Умеете ли вы владеть своими эмоциями по отношению к ребенку? Бывает ли такое, что Вам стыдно за свое поведение перед ребенком?
Количество баллов___________
Шкала 2. Насколько хорошо Вы понимаете ребенка? Что он умеет? Может? Как реагирует на неудачу или успех? Насколько хорошо Вы ориентируетесь в тех трудностях, которые испытывает Ваш ребенок? Всегда ли Вы знаете, как ему помочь? Количество баллов ___________
Шкала 3. Насколько хорошо Вы понимаете чувства и разделяете эмоции ребенка? Являетесь ли Вы его опорой, когда ему плохо? У кого он попросит помощи в первую очередь? Кому он расскажет, что он чувствует внутри? Уверен ли он, что может рассказать Вам все, и вы не приметесь его сразу ругать? Чувствует ли он Вашу любовь, заботу, тепло? Рассказывает ли он Вам свои секреты? Количество баллов ___________
Шкала 4. Можно ли сказать про Вас, что Вы принимаете своего ребенка “здесь и сейчас” таким, какой он есть, без осуждений, без каких-либо условий, со всеми капризами, недостатками и талантами и т.д. Сравниваете ли Вы своего ребенка с другими детьми? Бывает ли так, что Вы чувствуете досаду, что чужой ребенок обладает большими способностями? Уверены ли Вы, что Ваш ребенок обязательно добьется успеха? Случалось ли Вам его стыдить или стыдиться его? Количество баллов ___________
Шкала 5. Доставляет ли Вам удовольствие общение с ребенком. Вы общаетесь без напряжения, у Вас практически всегда находится время на то, чтобы разделить эмоции своего ребенка (если он расстроен, то Вы обязательно отвлечетесь, обнимите и скажете поддерживающие слова). Вы регулярно находите время на то, чтобы поболтать о секретах, сходить на прогулку, поиграть в любую сюжетно-ролевую игру? Вечерняя сказка или чтение книги перед сном является не напрягающим Вас ритуалом близости? С удовольствием слушаете его рассказы о друзьях и его хобби? Вам нравится принимать участие в учебе, изготовлении поделок с ребенком? Вы любите вместе готовить или делать домашние дела? Количество баллов ___________
У родителя получается наглядное изображение его субъективной картины отношений.
На Рис.1 изображена полноценная конструкция “Дома наших отношений”
На Рис.2 изображен пример “получаемой” конструкции “Дома наших отношений” у клиента. Стрелками обозначены векторы развития.
Дайте возможность родителю оценить полученную конструкцию.
Затем попросите его мысленно поселить пуговички в этом доме: Насколько комфортно им в нем находиться? Всем ли пуговичкам нашлось место? Что хочется исправить больше всего? Теперь, когда перед глазами родителя находится визуальный образ его отношений с ребенком, возникают векторы развития. Процесс арт-терапии переходит в консультирование по конкретным вопросам родителя. Психолог подбирает техники, соответствующие запросу (методики когнитивно-поведенческой терапии, коучинговые вопросы, работа с метафорическими картами (подойдут любые сюжетные, портретные и ресурсные колоды). Необходимо проработать вопросы: Какие результаты я хочу получить в каждой из этих сфер (по шкале от 0 до 10)? Что мне мешало сделать это раньше? Чего я не замечаю? Что мне может помочь? Какие действия приведут меня к достижению цели? Как отразятся изменения на наших отношениях с ребенком, если я достигну поставленной цели? И т.д. Перечень вопросов не является жестко регламентированным и корректируется исходя из консультации. Родитель может выбрать один вектор для консультирования или несколько; в любой момент работы сказать “Стоп”; разделить работу на несколько консультаций; определить сроки реализации; внести изменения в “пуговичную” композицию на любом этапе работы; брать ответственность за свои решения. По итогам консультации у родителя должен появиться пошаговый план работы по развитию “западающих” векторов. Попросите родителя вернуться к коллажу из пуговиц. Уточните у него, возможно, ему захотелось что-то изменить. Если такое желание возникло, пусть дополнит или создаст новую композицию. Если родитель хотел бы, чтобы композиция изменилась, но не готов ничего менять, обговорите, какие помехи или трудности он видит на своем пути.
Подведение итогов
Родитель делится своими осознаниями:
Что для него оказалось самым неожиданным?
Насколько теперь ему стали понятнее отношения с ребенком?
С чего он начнет реализацию своего плана?
Комментариев нет:
Отправить комментарий