пятница, 5 ноября 2021 г.

Как родителям реагировать на детский "негатив" во время занятий творчеством?

 Консультации 

















Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего её заслуживает.
Эрма Бомбэк

Все проблемные ситуации условно можно разделить на  4 части :

1. Не хочу делать то, что предлагает мама. Хочу заниматься другим.

Давайте задумаемся, уважаем ли мы выбор ребенка в повседневной жизни ? Не пытается ли ребенок таким образом отстоять свое право на выбор? А может наоборот – мы потакаем ему в повседневной жизни, боимся отказать, сказать «нет» и именно это поведение он транслирует на занятии.

Не хочет рисовать, пусть не рисует. Очень важно уважать мнение ребенка. Здесь нам приходит на помощь ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС родителей к тому, чем они занимаются с ребенком. Иначе для ребенка это занятие теряет всякий смысл. В этом будет некая неправда – как будто мы стараемся откупиться и просто выполнить свой долг.  Дети, видя увлеченных родителей, тоже начинают включаться в деятельность. Если ребенок на первых порах не включается, он всё равно прислушивается, присматривается и получает свою пользу. Главное – творить в удовольствие, открыть для себя своего внутреннего ребенка. Позволить ему проснуться, выйти наружу, пробудиться и наслаждаться жизнью. 


2. Споры между детьми. Организация поля битвы. 

Так, как дети взаимодействуют между собой на занятии, так  они ведут себя и в повседневности. Мы, как родители, можем подружить детей.

 Если детей несколько, споры могут возникать между ними. Не стоит этого бояться. Чтобы минимизировать возникновение таких ситуаций, можно составить ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ. Вечером, в свободное время, мы садимся в дружеской обстановке и составляем правила. Здесь важно выслушать мнение каждого. Мы их записываем и зарисовываем вместе на большом листе. Вешаем этот лист на видное место – туда, где занимаемся и время от времени обращаем на него внимание. Когда ребенок сам принял участие в разработке этих правил, он чувствует себя вовлеченным в общее дело, важным и ценным.

ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРЕКРАСНАЯ  ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ КОНСТРУКТИВНО, ОТТАЧИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, УЧИТЬСЯ ОБЩЕНИЮ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЮБЯЩЕГО, ЗАБОТЛИВОГО ВЗРОСЛОГО. Важно не переходить в позицию ребенку «заводясь» от детских эмоций, а сохранять свою позицию любящего, спокойного, уравновешенного, заботливого взрослого. 

3. Всё крушу, рву и ломаю. "У меня не получается", "у меня некрасиво".

Необходимо обратить внимание на возраст. В 3 года – это норма. Ребенок проходит свое становление как личность, отделяется от мамы, борется за место под солнцем. Этот период нужно переждать и маме, и ребенку. В ином возрасте это может говорить  о недостатке привязанности, дефиците внимания. Дети так себя ведут не со зла. Они не пытаются вывести родителей из себя или навредить, они просто берут своё привлекая внимание которого им не хватает. Так же это может быть связано с тем, что ребенку сложно выполнить задачу – сделать поделку.

Проведите с ребенком такой диалог:

- У тебя не получилось сделать, да ?

Да!

- У тебя получилось криво, а ты хотел сделать ровно?

- Да!

- Ты сильно расстроился?

-Да!

На это этапе можно обнять и поддержать ребенка. Заботливое отношение, признание его чувств – именно то, что нужно в этот момент. Нам проще взять себя в руки, потому что мы – взрослые и мы справимся. Ребенку же нужна помощь и мы должны быть в состоянии оказать её, быть ответом на его нужды.

Мы занимаемся с детьми главным образом не ради поделки, не ради результата, а ради процесса, ради отношений, ради общения. Поэтому принять чувства ребенка, понять его порой оказывается гораздо важнее, чем получить в итоге красивую поделку. 

4. Совсем отказываюсь заниматься оставаясь в стороне.

Это тоже связано с отношениями. Почему у ребенка происходит процесс отделения от родителей? Почему он не хочет делить с ними совместную деятельность ? Всё ли гладко в их отношениях? Нравится ли ему это занятие? Удачно ли выбрано время для занятия? Не перегружен ли ребенок в данный момент? И самое главное – есть ли у родителей ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС к занятию или оно проходит только для ребенка и ради ребенка ?

Когда во время маминого творчества происходит вол-шеб-ство просто невозможно не присоединиться.

Самое главное – сохранить доверительные отношения с ребенком и он обязательно прислушается и поймет и встанет на вашу сторону.

Как в повседневных делах, так и во время творческих занятий очень важно поддерживать ребенка, обращать внимание на его мысли, вопросы и мнение, подчеркивать значимость его слов , действий и поделок. Тогда ребенок будет спокоен, доволен, уверен. Хочется пожелать родителям не опускать руки в эти моменты. Замечательно, что всё выявляется, становится очевидным, всплывает на поверхность, а не остается напряжением  внутри вас  и ребенка.  Важно видеть в этом возможность улучшить отношения, развить волевые качества ребенка, научиться социальным навыкам – уступать, делиться, поддерживать, принимать и понимать. Это сигнал, который показывает в каком направлении нужно двигаться, развиваться и как можно улучшить отношения.

 Желаю вам радостного совместного творчества ! 


 



Комментариев нет:

Отправить комментарий