суббота, 28 мая 2022 г.

Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании

 


Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову, Болгария): – легкая степень – заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

 – умеренная (средняя) степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии – усиливается;

 – высокая (тяжелая) степень – заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

По определению, данному в приказе МЗ № 311 от 6 августа 1999 г. « Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» ,заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи. Клинические проявления заикания сводятся к расстройствам плавности, слитности речи, темпоритмической организации. Они имеют форму специфических запинок, обусловленных судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Кроме того, для заикания важным является нарушение коммуникации, что приводит к психогенному изменению личности больного. Заикание встречается у 2 - 4% лиц детского возраста, чаще страдают мальчики. Возникает заикание чаще в возрасте 2 - 5 лет, в период становления речи. В возникновении заикания играют роль экзогенные, эндогенные и социальные факторы. Определенную роль играет личностная предрасположенность. Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические, или клонические судороги, возникающие в органах речи больного. В зависимости от локализации судорог различают артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные движения чаще в области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом и т.д.). Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство т.п. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, патологической фиксации на речевом дефекте. Страх речи, как правило, не зависит от тяжести заикания, а является индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающим его. Различают три степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую, или, как вариант, легкую, умеренную и высокую. Степень тяжести заикания оценивается не только по степени проявления речевого дефекта, но и в зависимости от степени выраженности страха речи, фиксации на дефекте, приводящих к нарушению коммуникативной функции речи и социальной адаптации. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее. Условия лечения Лечение детей с заиканием может проводиться в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях дневного стационара, в логопедических группах специализированного детского сада или санатория, реже - в условиях стационара. Перечень необходимых обследований: - расширенное логопедическое обследование; - осмотр психиатра; - психотерапевтическая беседа; - обследование психолога; - обследование невролога. Дополнительно: - консультация педиатра; - сурдолога; - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; - аудиограмма. Лечебные мероприятия зависят от степени тяжести дефекта и наличия логофобии. Принципы терапии Комплексные мероприятия включают совместные логопедические, психотерапевтические, музыкально-ритмические занятия, лечебномедикаментозные мероприятия, работу с родителями. Показания к индивидуальным логопедическим занятиям являются: - заикание у детей до 4-х лет; - заикание средней и высокой степени тяжести; - заикание любой степени, но с выраженной логофобией и фиксацией на дефекте. Индивидуальный логопедический курс ориентировочно рассчитан на 45 занятий. В последующем возможен поддерживающий курс до 30 индивидуальных занятий или курс групповых логопедических занятий. Рекомендован курс логоритмических занятий. Индивидуальные логопедические занятия предполагают обязательное медицинское наблюдение (1 - 5 раз за курс), психотерапевтические занятия с родителями (1 - 5 за курс). Наряду с индивидуальным эффективным является и групповой метод лечения. Показаниями к групповым занятиям являются: - частичная компенсация речевого дефекта на индивидуальных занятиях; - заикание средней, легкой степени у детей старше 4-х лет, не имеющих противопоказания для занятий в группе. Число детей в группах: 4 - 6 лет - до 6 детей; 7 - 10 лет - до 7 - 8 детей; 10 - 13 лет - до 10 детей. Комплексная реабилитация включает: 1. Групповые логопедические занятия по специально разработанным программам. Курс - 30 - 45 занятий. 2. Логоритмические занятия, целью которых является развитие ритмической организации речи и движений. Курс - 20 - 30 занятий. 3. Психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков. Курс - 20 - 30 занятий. 4. Психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка. Курс - от 5 до 30 занятий. 5. У детей с 10 лет используется метод групповой релаксации. Курс - 10 - 20 занятий. Лечебные мероприятия включают следующие моменты: - медикаментозное лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и посиндромную терапию; - физиотерапевтические процедуры - электрофорез, электросон и т.п.; - массаж, ЛФК; - общегигиенические рекомендации и мероприятия - правильный режим, нормализация дневного и ночного сна и т.п., организация охранительного режима. Методы групповой психотерапевтической и психокоррекционной работы отличаются значительным разнообразием. Психологическая коррекция направлена на все основные стороны личности заикающегося - познавательную, эмоциональную, поведенческую. Важным моментом в лечение заикания является работа психиатра, психотерапевта, психолога, особенно в форме семейной психотерапии. Показания и курс семейной психотерапии определяет специалист. Длительность лечения Срок ведения больного вариабелен. Целесообразно после основного курса - амбулаторного и стационарного (4 - 8 недель), проведение поддерживающего курса или амбулаторное (катамнестическое) наблюдение 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении. Ожидаемые результаты лечения Улучшение речевого статуса, расширение коммуникативных возможностей, ликвидация признаков девиации личности, расширение адаптационных возможностей. Напомним, что заикание – это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере. Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову, Болгария): – легкая степень – заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию; – умеренная (средняя) степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии – усиливается; – высокая (тяжелая) степень – заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности. Это способствует формированию таких черт в характере заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность, чувство ущемленности, ущербности, неуверенность в себе, пониженная самооценка, и др., которые, в свою очередь, приводят к еще большей дезорганизации системы отношений личности. На основании результатов клинико-экспериментального исследования предложена классификация больных с заиканием. Учитывая степень заикания, а также клинико-психологическую характеристику заикающихся, можно выделить три основных группы (В.М. Шкловский, Б.Д. Карвасарский). Первая группа. Заикающиеся отличаются незначительно выраженным невротическим компонентом независимо от степени, формы заикания и типа судорог. При возникновении страха речи больные в состоянии его преодолеть самостоятельно. В структуре личности таких больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. Отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи. Речевой дефект не мешает становлению личности как таковому. Вторая группа. Для больных второй группы характерны значительные эмоциональные расстройства. У них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Заикание особо выражено в ситуациях, требующих активного речевого общения (ответы на уроках, экзаменах; выступление на собрании; разговор с незнакомыми людьми, по телефону и т.д.), что свидетельствует об избирательном характере нарушения отношений личности. У заикающихся данной группы проявляются следующие характерологические особенности: повышенная впечатлительность, сензитивность, резкие колебания настроения, неуверенность в себе, а следовательно, и низкая самооценка. Для этих больных характерны значительные эмоциональные расстройства; у них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Это, свою очередь, неблагоприятно отражается на становлении общественно-личностных отношений. На этом фоне у заикающихся возникают трудности реализации своих способностей, актуализации себя в общественной и личной жизни. В третьей группе тяжесть заболевания в значительной степени определяется выраженностью эмоциональных нарушений. По данным клинико-психологических исследований, в структуре личности больных отмечаются стойкие патологические отклонения. У больных этой группы оказывается дезорганизованной вся система личностных отношений и поведения, резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх, неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которая часто неадекватна по отношению к имеющемуся или практически отсутствующему дефекту речи. Возникают значительные трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности. Так появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации. Данная классификация помогает прогнозировать работу специалистов с той или иной подгруппой. Можно предположить, что рецидивы болезни чаще будут возникать у пациентов второй, а еще чаще – у пациентов третьей группы. Предложенная клинико-патогенетическая классификация больных показала, что чем в большей мере в картине заикания отмечается взаимосвязь собственно речевых и личностных нарушений, тем более существенную роль в системе лечения заикания и профилактике рецидивов играет патогенетически обоснованная психотерапия. При отсутствии выраженных личностноневротических расстройств возрастает роль логопедии и суггестивных методов психотерапии. По мнению многих специалистов (Ф. Штоккерт, Ю.А. Флоренская, Н.П. Тяпугин, Э. Фрешельс, В.М. Шкловский), при лечении заикания необходимо комплексное медицинское и психолого-педагогическое воздействие с участием в работе логопеда, психотерапевта и невропатолога. Разработанная и внедренная в практику В.М. Шкловским комплексная система логотерапии при заикании включает в себя логопедические занятия и различные виды психотерапии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий