1.Введение. Здравствуйте, коллеги.
Сегодня у нас с вами практический семинар на тему: «Как работать с агрессивными детьми» Цель нашего семинара: познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей;
помочь участникам тренинга в поиске путей преодоления агрессивного поведения;
познакомить с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми;
Итак, что же мы сегодня узнаем и какие вопросы будем обсуждать.
Причины проявления жестокости и агрессивности детей.
Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
Критерии агрессивности агрессивного ребенка
Пути преодоления агрессивности ребенка.
2. Мини-лекция «Что такое агрессивность». Обсуждение.
Агрессия - поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.
Причины проявления агрессивности:
стремление привлечь к себе внимание сверстников;
ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
отстаивания своего превосходства;
стремление получить желанный предмет.
Причины агрессивности детей:
Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критик, равнодушие, в результате чего, ребенок испытывает недостаток родительского внимания;
Терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);
Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
Ограничение самостоятельности ребенка;
Авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
Чрезмерно уступчивое поведение родителей;
Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость); Основную роль в формировании агрессии детей играет поведение членов их семей.
3. Участники делятся на две группы. Первые описывают поведение агрессивного ребенка, вторые – то, что он чувствует ( разрезаем листик с описаниями, крепим на портрет)
Портрет агрессивного ребенка. (Мониной Г.Б.)
По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно.
Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться.
Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации.
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу:
Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.
Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.
Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.
(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)
(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
(медленные прикосновения всей ладонью)
Затем дети меняются ролями.
Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины.
Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.
Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.
«Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Цель: развитие произвольности поведения, общей координации
Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам.
Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя.
Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят.
А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее.
Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением.
Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.
Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.
Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.
Задания ведущим чередуются.
Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки.
Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.
Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.
По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.
Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания
Педагог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз).
Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос.
Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления
Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»
Ты живешь в берлоге? Ты мальчик (девочка)?
Ты был в зоопарке? Ты сейчас в детском саду?
Ты любишь мороженое? Тебе 6 лет?
Ты любишь играть в куклы? Сейчас зима?
Ты хочешь пойти в школу? У тебя есть мама?
Ты сейчас спишь? Тебя зовут Вася?
Ночью светит солнце? Коровы летают?
Зимой жарко? Солнце синее?
Ты любишь ходить к врачу? Лед теплый?
Ты умеешь плавать? Ты послушный?
Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете ему обратить внимание на свое "я".
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности
Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).
Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ.
Как называется наш город?
Как называется детеныш коровы?
Какие дни в недели выходные? И. т. д.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, быстро и точно реагировать на сигнал, развитие умения контролировать свои действия.
Взрослый обращает внимание детей на музыкальные инструменты, которые находятся на столе.
Просит назвать те, из них какие дети знают.
Сейчас я вам сыграю на каждом, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат.
А теперь вы закроете глазки и будите слушать. Ваша задача- определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал.
Отвечать будет тот, кого я назову.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками).
Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает.
С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются).
У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок.
Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул холодный ветер, наступила осень.
Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее.
Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок.
Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу).
Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно.
Скоро опять весна, и оно оживет.
Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения.
После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
Эти упражнения можно включать в ежедневный комплекс утренней зарядки для ребенка. Их можно выполнять перед началом работы над домашним заданием или вечером перед сном.
Речь идет о хастах. Хасты - это позы рук.
Нейропсихолог Анна Сименович отобрала несколько хаст, направленных на общую гармонизацию организма ребенка, поднятие его тонуса, энергии.
Хасты улучшают работу головного мозга, способствуют формированию межполушарных связей, развивает самоконтроль.
Каждая хаста - это удерживание определенной позы рук в течение нескольких секунд.
Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день.
Хасты выполняются в той же последовательности как и на рисунке (рисунок из книги А. Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте")
Хасты можно выполнять стоя или сидя.
Важно, чтобы ребенок при выполнении хаст держал спину прямо и был полностью сосредоточен на руках.
Если держать предплечья и локти параллельно полу, то ребенку будет легче удерживать внимание на выполнении упражнения и удержания позы рук.
Когда ребенок освоит упражнение, ему можно предложить самому следить за временем.
Для этого можно использовать настенные часы или будильник с секундной стрелкой.
Упражнение можно выполнять с 3,5-4-х лет и до 12 лет. Время удерживание хасты для трехлеток - 10-15 с. Можно считать до 10. Дыхание ровное.
Упражнение "Хасты" полезно для детей очень подвижных, с низкой концентрацией внимания, а так же для детей астеничных, энергетически истощаемых.
Дети успокаиваются, готовы к дальнейшей деятельности.
Так же весьма эффективны кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений.
Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга.
Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Кулак - ребро – ладонь»— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить.
«Ёжик» Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки
«Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести
6. Обзор игрушек и пособий, которые помогают снятию напряжения у детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий